домой      карта сайта
МБОУ СШ №4 г. Гуково
_
   
        Добро пожаловать на наш сайт!

Наша школа  /  Здоровьесбережение  /  Программа "Интеллект и здоровье"

ploshadka4.wmsite.ru

Программа "Интеллект и здоровье"

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ № 4

____________Е.А. Борщёва

«____»_____________20__г.

Комплексно – целевая программа

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 4 города Гуково

«Интеллект и здоровье»

на 2011 – 2015 гг.

Принята на заседании

Управляющего совета школы:

протокол № ___

«___»__________20__г.

г. Гуково

2011г.

Паспорт программы

Наименование Программы

Комплексно-целевая программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 города Гуково на 2011 – 2015 годы «Интеллект и здоровье» (далее Программа).

Разработчики Программы

Администрация муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4:

- Борщёва Е.А. – директор школы

- Ятина А.Ф. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе

- Петрик Н.И. – заместитель директора по воспитательной работе

Исполнители Программы

Педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность.

Основание и научно-етодические основы для разработки Программы

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными Законами.

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

Кем принята Программа

Принята на заседании Управляющего совета (Протокол № 4 от 21.01.2011г.)

Цели и задачи Программы

Цели:

· Помощь ребенку в удовлетворении его образовательных запросов, человеческого начала в выработке положительной системы мировоззрения.

· Сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Задачи:

Интеллект:

1. На уровне ученика:

- определение зоны актуального и ближайшего развития каждого ученика на основе психолого-педагогического мониторинга;

- осуществление дифференцированного подхода к обучению;

- формирование положительной мотивации учебной деятельности.

2. На уровне управления:

- активизация методической работы педагогов, превращение ее в научно-методическую;

- стимулирование экспериментальной и инновационной деятельности педагогов;

- создание оптимального учебного плана;

- создание системы психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса;

- создание единой компьютерной системы управления школой.

Здоровье:

1. На уровне ученика:

- формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

2. На уровне управления:

- осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»;

- разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.

Приоритетные направления

Программы

Модернизация действующей системы образования в школе:

1. Обновление содержания образования и использование здоровьесберегающих и интеллектуально-творческих подходов в обучении и воспитании.

2. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

3. Совершенствование системы организации горячего питания школьников.

4. Формирование духовно-нравственной, физически и эстетически развитой творческой личности учащегося через реализацию комплексно-целевых программ.

5. Реализация концепции модернизации российского образования о переходе на профильное обучение.

6. Создание условий для использования ИКТ технологий и формирование информационной культуры учащихся и педагогов.

Ожидаемые результаты Программы

1. Рост творческого потенциала личности учащегося и профессионального мастерства учителя через совершенствование системы методической работы.

2. Воспитание нравственности, гражданской позиции, любви к своей Родине через систему воспитательной работы.

3. Сохранение здоровья обучающихся путем:

- изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

- увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях.

4. Сокращение у педагогов и обучающихся:

- острых респираторных заболеваний;

- числа рецидивов хронических заболеваний;

- количества психоэмоциональных расстройств.

5. Повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.

6. Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка.

7. Предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.

8. Формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – учитель», «ученик – родитель», «учитель – родитель»).

Индикаторы для оценки их достижения

Мониторинги:

- развития педагогического коллектива (участие в конкурсах «Учитель года», семинарах, мастер-классах, публикациях, творческих отчетах, повышение уровня квалификации педагогов);

- уровня качества образовательной подготовки (участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, играх-конкурсах «Кенгуру» и «Русский медвежонок», конкурсе «Ученик года», предметных неделях, проведение срезов, тестов уровня обученности по предметам (СОУ);

- уровня воспитанности и системы воспитательной работы;

- здоровья и здорового образа жизни (показатели здоровья, антропометрия, показатели физической подготовленности, показатели травматизма, показатели здорового образа жизни (секции, дни здоровья, физкультминутки, уроки здоровья);

- эффективности управления (микроклимат в коллективе, результативность управления инновационными процессами, результаты работы школы (качество обучения и воспитания), деятельность методических объединений, методического совета, состояние финансово-хозяйственной деятельности);

- работы школы с семьей, общественностью (деятельность Управляющего Совета, родительских комитетов, престиж школы в городе, педлекторий для родителей, дни открытых дверей).

Срок действия Программы

2011 – 2015 г.г.

Структура Программы

I. Введение.

II. Концептуальный анализ ситуации.

III. Информационно – аналитический блок

  1. общая характеристика школы;
  2. число классов – комплектов;
  3. контингент учащихся в динамике;
  4. карта здоровья;
  5. руководящий состав МОУ СОШ №4
  6. кадровое обеспечение учебного процесса;
  7. основные задачи школы;
  8. методическая работа;
  9. направления работы с одаренными детьми;
  10. учебно-воспитательный процесс;
  11. динамика результативности обучения;

IV. Деятельность коллектива по реализации Программы развития школы.

V. Финансовое обеспечение и укрепление материально-технической базы школы.

Порядок управления реализацией Программы

Директор школы – координирует и направляет работу школьного коллектива, несет ответственность за ее состояние и результаты.

Административный совет (директор, его заместители, психологи) – подводит итоги выполнения этапов реализации программы, вносит коррективы.

Методический совет (руководители методических объединений и творческих групп) – является главным консультативным органом по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса, координирует усилия подразделений школы и творческих педагогов, направленные на развитие научно-методического обеспечения и инновационной деятельности.

Социально-психологическая служба – проводит работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности учащихся, обеспечивает сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Заместители директора по УВР и ВР - исполнители управленческих решений директора, координируют деятельность классных руководителей и учителей - предметников, организуют проведение и анализ мониторингов, отслеживают результативность учебно-воспитательного процесса.

Классный руководитель – организует и координирует работу всех учителей-предметников по изучению, формированию и воспитанию личности школьника; изучает различными методиками личностные особенности, способности и намерения каждого ученика. Полученную информацию систематизирует, анализирует совместно со школьным психологом. Вовлекает учеников, согласно их интересам и способностям, в различные внеклассные и внешкольные мероприятия; уточняет семейные условия каждого ученика; формирует у школьника представление о своих возможностях и особенностях; организует беседы о здоровом образе жизни в рамках реализации программы.

Учитель-предметник – развивает и формирует психические, психологические и моральные качества, убеждения и мировоззрение учащихся; выявляет интересы учащихся по определенным учебным предметам, дает рекомендации с целью развития этих интересов; развивает творческие способности учеников на уроках, факультативах и элективных курсах; проводит индивидуальные беседы, в которых выясняет проблемы, волнующие учеников, помогает советами; помогает учащимся выбирать профессию и учебное заведение для продолжения образования.

Ученик – субъект образовательного и воспитательного процесса , активный деятель органов самоуправления.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

Сбор информации проводится по конечным результатам определенного этапа работы (год). Направления сбора информации: мониторинг результатов учебной деятельности учащихся, мониторинг успешности деятельности учителя (самоанализ, объективный анализ), мониторинг профессиональных потребностей учащихся 9-х классов, мониторинг уровня здоровья и здорового образа жизни, мониторинг уровня комфортности образовательной среды.

ВВЕДЕНИЕ.

Изменения, происходящие в обществе в условиях перехода к информационной стадии развития, затрагивают и сферу образования, определяя направления изменений в ней.

Время, в котором мы живем, - это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиск национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные ценности, такие как: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир.

Школа несет сегодня колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то новое поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед обществом.

Помочь учащимся нашей школы справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана, разработанная в МОУ СОШ № 4 программа «Интеллект и здоровье».

Программа представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные критерии и планируемые конечные результаты.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Анализ внешней среды школы.

Положительные факторы,

которые мы учитываем

Проблемы, которые мы учитываем, но решить не в состоянии.

1. Школа находится в отдаленном от центра города поселке.

2. Рядом расположены городская библиотека, клуб поселка ш. Октябрьская, спортивный стадион «Шахтер».

3. Положительный имидж школы.

1. Низкая рождаемость, что сказывается на снижении численности учащихся.

2. Малый приток молодых кадров.

3. Неоднородный социальный состав учащихся.

4. Неоднороден запрос на продолжение образования.

Анализ внутренней среды школы.

Анализ внутренних проблем – положительные результаты

Анализ внутренних проблем – проблемы, которые могут быть решены.

Учащиеся

1. Учащиеся в своей массе могут учиться:

- на каждой ступени обучения есть дети (не менее 30%) со сформированной мотивацией;

- учащиеся положительно откликаются на усилия учебного давления, если видят в нем смысл.

2. У большинства детей довольно высокая приближенность к современной информационной культуре (пользование компьютером, Интернетом, электронной почтой).

3. У большинства детей здоровые ценностные установки, доброжелательное отношение к школе.

1. Наличие детей с низким уровнем мотивации, её снижение по ступеням обучения;

2. Плохо сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии, профильное самоопределение;

3. Низкая коммуникативная активность учащихся в процессе усвоения материала;

4. Неумение организовать свое время.

5. Несмотря на приближенность к современным информационным технологиям, учащиеся не всегда умеют использовать их как источники знаний (самостоятельно искать нужную информацию, систематизировать ее, выделять причинно-следственные связи);

Учителя

1. Школа полностью укомплектована кадрами.

2. Высокий профессиональный потенциал учителей (большое количество учителей с первой категорией, победителей разнообразных конкурсов).

3. Большинство учителей понимает и принимает ценности заявленные школой, готовы участвовать в инновационных процессах.

1. Неумение учителя прогнозировать развитие ребенка в зоне ближайшего развития, на основе этого индивидуализировать процесс обучения и отказаться от «усредненности» требований.

2. Низкий процент использования инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательной деятельности, позволяющих создать активную образовательную среду.

Родители

1. В большинстве положительно отзываются о школе.

2. Возрастает число родителей, которые связывают будущее своего ребенка с уровнем полученного образования.

3. Увеличивается число родителей готовых сотрудничать со школой, так как они озабочены условиями места, где пребывает ребенок.

1. Родители настороженно относятся к инновационным шагам школы.

2. Не хотят быть соучастниками образовательного процесса.

3. Выдвигают требования не только к качеству знаний, но и к сформированности поведенческой модели.

Организация образовательной среды

1. Успешное физическое совершенствование учащихся и их интеллектуального и культурного развития.

2. Положительный опыт организации дополнительного обучения учащихся.

3. В школе работает достаточное количество кружков, факультативов.

4. Налажены партнерские отношения с Детской музыкальной школой, библиотекой, детско-юношеской спортивной школой города.

1. Отсутствие профильного обучения.

2. Нет возможности создания индивидуального образовательного маршрута.

Управление школой

1. Создана команда администраторов принимающих инновации и готовых участвовать в экспериментах.

2. Наличие органа общественного самоуправления – Управляющего совета школы.

1. Ограниченное количество партнеров.

2. Отсутствие дополнительных средств финансирования.

3. Отсутствие рекламной составляющей в школе.

ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕКИЙ БЛОК

1. Паспорт образовательного учреждения.

Название

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

Тип и вид

Образовательное учреждение. Средняя общеобразовательная школа г. Гуково

Организационно – правовая форма

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (МОУ СОШ)

Учредитель

Отдел образования Администрации г.Гуково

Год основания

1949 год

Юридический адрес

347873 Ростовская область город Гуково улица Чкалова, 32

Телефон

8-86361 – 4 – 13 – 90

Факс

8-86361 – 4 – 13 – 90

E-mail

schoo451@mail.ru

Должность руководителя

Директор школы

Фамилия, имя, отчество руководителя

Борщёва Елена Антоновна

Проектная мощность школы – 470 человек.

Состав участников учебно-воспитательного процесса единый.

Школа работает в две смену.

Режим работы школы определяется шестидневной рабочей неделей, начало занятий в 8 часов 00 минут, продолжительность урока 45 минут. Продолжительность перемен: минимальная – 10 минут, максимальная – 15 минут.

2. Число классов комплектов


3. Контингент учащихся в динамике


4. Карта здоровья

Одной из самых актуальных проблем современного общества является проблема повышения уровня заболеваемости школьников, то есть негативное влияние школьной нагрузки на физическое и психологическое состояние здоровья учащихся.

Удельный вес заболеваний от общего количества обследованных.

Год

Кол-во

уч-ся

Нарушение осанки

Плек

сит

Вегетососуди

стая дистония

Пиело

нефрит

Дискензия желчевывод. путей

Ожи

рение

Бронхиаль

ная асма

Ско

лиоз

2007

378

180

2

6

4

5

4

3

26

2008

373

180

2

5

4

5

4

3

26

2009

336

176

2

4

4

6

5

3

24

2010

335

170

1

5

3

5

5

3

20

Проанализировав статистику заболеваний, результаты тестирования и анкетирования учащихся выявлены основные причины снижения уровня здоровья:

- не соблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения;

- большой объем учебной нагрузки;

- нервные напряжения в процессе обучения.

Мониторинг обследования учащихся

Общее количество обследованных детей – 300 человек

категория

1 – 4 классы

5 – 9 классы

10 – 11 классы

Снижение остроты зрения

7

72

41

Нарушение осанки

33

89

24

Плоскостопие

26

61

25

Заболевания нервной системы

5

19

2

Аллергия

3

4

2

Заболеваемость органов дыхания

45

86

37

Заболевания эндокринной системы

0

16

3

Вывод:

Поступая в первый класс, дети имеют отклонения в состоянии здоровья на 30 – 35%.

За период обучения в начальной школе число здоровых детей уменьшается, что составляет 40 – 45% от общего количества детей.

В связи с этим возникла необходимость решения задач здоровьесберегающей деятельности, через физкультурно-оздоровительную профилактическую и коррекционную работу.

Работа по данному направлению включает в себя:

- ежедневная динамическая пауза для учащихся начальной школы на перемене после второго урока;

- динамическая пауза для учащихся среднего и старшего звена после третьего урока;

- на базе групп продленного дня - занятия физической культурой «Спортивный час» (подвижные игры, эстафеты, спортивные праздники на свежем воздухе);

- проведение физкультминуток на уроках;

- ежедневно учащиеся начальной школы получают молоко, организован питьевой режим

Проблемные категории по состоянию здоровья составляют 23,4% учащихся из общего контингента школьников. К основной группе здоровья относятся 76,6%.

Состояние здоровья учащихся один из ключевых показателей эффективности образовательной программы. Отсутствие отрицательной динамики определяет результативность целостного образовательного процесса.

Состояние здоровья учащихся распределены по группам здоровья:

ü Группа здоровья 1 – это основная группа – 76,6 % учащихся школы, у них общий режим нагрузки на всех уроках, в том числе и на физкультуре;

ü Группа здоровья 2 – это дети с заболеваниями такими, как аденоиды, хронический тонзиллит. Этим детям назначается гимнастика, массаж, закаливание, свежий воздух. Заболевания 2-ой группы за последние три года уменьшились с 21% до 14,4%.

ü Группа здоровья 3 – это спецгруппа – 9%, сюда входят дети с диагнозами: цефалгия, плоскостопие, сколиоз, бронхиальная астма, нарушения зрения и т.д. Этим детям ограничиваются нагрузки на занятиях, в том числе на уроках физической культуры.

Зависимость состояния здоровья от учебной нагрузки

Анализ кадрового ресурса:

Школа полностью обеспечена педагогическими кадрами, в том числе узкими специалистами. В школе работает 20 штатных педагогов (из них один совместитель). 80% педагогов имеют высшее педагогическое образование, 20% среднее специальное образование, 5% незаконченное высшее.

У педагогов школы достаточно высокий уровень квалификации: 58% – первая квалификационная категория и 37% – вторая квалификационная категория.

Систематически, по графику, учителя школы повышают свою квалификацию. За последние 3 года прошли курсовую систему повышения квалификации по различным проблемам все педагоги школы.

В школе 3 учителя награждены знаком «Отличник народного просвещения», отмечены Почетной Грамотой министерства образования 3 человека.

Средний возраст учителей школы 45,7 лет. Педагогический стаж свыше 20 лет у 11 педагогов, от 10 до 20 лет у 8 педагогов, 1 учитель имеет стаж работы до 10 лет.

За последние годы наблюдается рост профессионального уровня педагогов. Достаточно высокий кадровый потенциал, стремление учителей к повышению профессионального уровня и педагогическому поиску создают необходимые условия для развития и движения вперед.

Основные задачи школы.

1. Создание атмосферы сотрудничества учителя и ученика для выработки духовной энергии и условий успеха.

2. Создание благоприятных условий труда учителей и учащихся для творческого деятельности.

3. В целях сохранения здоровья детей совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу, туризм, летний отдых детей.

Основные направления программы

Создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства позволяет практически реализовать основные валеологические принципы в практической деятельности по следующим направлениям:

§ создание охранительного педагогического режима обучения, организация здорового образа жизни;

§ систематический анализ здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогческой коррекции;

§ профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний;

§ решение оздоровительных задач средствами физической культуры;

§ ориентация инновационной деятельности ОУ на важнейший критерий эффективности учебного процесса – улучшение физического и психического здоровья детей;

§ разработка педагогических технологий, методик, отбор учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей;

§ формирование валеологического мышления у всех участников педагогического процесса;

§ изучение передового педагогического, медицинского, социального опыта по оздоровлению подрастающего поколения;

§ повышение квалификации педагогических кадров.

Каждое из перечисленных направлений программы включает:

§ психологическое сопровождение;

§ взаимодействие с родителями.

Теоретическая модель системы здоровьесберегающего направления

в общеобразовательном учреждении


Направления деятельности

Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья детей

Основные задачи:

1) Разработка основных подходов к формированию здоровьесберегающей культуры в условиях ОУ.

2) Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию здоровьесберегающей культуры и здоровьесберегающему образованию школьников.

3) Создание условий для совместной деятельности медицинский и педагогический работников в оздоровлении детей.

4) Определение эффективных форм подготовки педагогических работников по оздоровлению детей, повысить ответственность по данной проблеме.

5) Создать программно-методическое обеспечение педагогического процесса в школе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1.

Создание оптимального режима функционирования ОУ

Администрация

Сентябрь 2011

2.

Организация питания учащихся согласно Сан-ПиНа 42-123-5777-91 и Сан-ПиНа 42-123-4147-86

Администрация, кл.руководители

Сентябрь 2011

3.

Соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса

Администрация

Сентябрь 2011

4.

Осуществление наблюдения за физическим и нервно-психическим развитием детей младшего школьного возраста.

Медицинская сестра, психолог

Постоянно

5.

Проводить регулярно медицинские осмотры детей и персонала школы согласно СанПиН 2.42-576-96

Врач

По графику, постоянно

6.

На основе данных о заболеваемости детей разработать и постоянно осуществлять комплекс мер, направленных на улучшение здоровья детей и преодоление школьных трудностей.

Педагогические, медицинские работники.

Администрация

Постоянно

7.

В оздоровительных целях компенсация недостаточной двигательной активности учащихся за счет организации динамических пауз, физкультминуток, спортивных секций, Дней здоровья и спорта, спартакиад, организации внеклассной внеклассной работы по физической культуре, спортивных часов в ГПД.

Педагогические работники, администрация

Постоянно

8.

Широкое применение воспитательных технологий – классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ.

Классные руководители, зам директора по ВР

Постоянно

9.

Повышение компетентности педагогов в области защиты здоровья учащихся. Разработать цикл лекций и методических рекомендаций для медицинского и педагогического персонала по проблемам здоровья детей.

Заместитель директора по УВР

1 квартал 2011г.

10.

Создать центр управления, контроля и коррекции состояния здоровья детей.

Администрация

1 квартал 2012г.

11.

Усилить работу психологического и логопедического сопровождения образовательного процесса

Психолог, логопед

4 квартал 2011г.

12.

Контролировать выполнение оздоровительных мероприятий: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, профилактическое лечение.

Комплектовать группы для проведения уроков физкультуры (на основе медицинских показаний). Скорректировать учебное планирование уроков физической культуры, разработать планирование для групп ЛФК.

Администрация, медицинский персонал, педагоги

Постоянно

Сентябрь 2011г.

13.

Начать работу по созданию теоретического, научно-методического обеспечения здоровьесберегающей образования школьников.

Заместитель директора по УВР

До 2013г.

14.

Введение в программы обучения таких предметов как валеология, экология.

Разработать учебный курс «Педагогика здоровья».

Администрация

2011 - 2013 уч.г.

Организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами

Предполагается сотрудничество в области профилактической работы со специалистами детской поликлиники, психологами ПМПК.

Формы взаимодействия:

· ежегодные профилактические медицинские обследования учащихся;

· «круглые столы», диспуты, беседы, классные часы;

· консультации;

· тренинги;

· информационно-методическое обеспечение.

Сотрудничество с другими образовательными учреждениями


Сотрудничество с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием, поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе. Для того чтобы упорядочить и улучшить работу с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников предстоит организовать работу по следующим направлениям:

· формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);

· организация родительского всеобуча по тематике «Здоровый ребенок – здоровое общество» (выпуск газет, журналов, проведение цикла лекций);

· разработать программу по вопросам ознакомления родителей с заболеваниями в целях оказания предупредительной помощи;

· организация деятельности Родительского клуба;

· индивидуальные беседы и консультации «телефон доверия».

Взаимодействие с семьей

Направления

Мероприятия и процессы

Изучение семьи

1. Определение социально-психологических аспектов работы с родителями.

2. Создание банка данных о социальном статусе семей учащихся: социальный состав семьи, образование родителей.

3. Проведение мониторинговых исследований на основе анкетирования родителей.

Информирование

1. Ежемесячное обновление информационного стенда для родителей психологом.

2. Ежемесячный выпуск школьной газеты «ПЕРЕМЕНА» о жизни школы.

3. Проведение индивидуальных бесед о состоянии здоровья учащихся с их родителями медицинским персоналом школы.

Просвещение

1. Разработка и проведение тематических родительских собраний и лекториев.

Обучение

1. Разработка рекомендаций психолога школы для предупреждения конфликтных ситуаций в семье, помощи в организации учебной деятельности.

Консультирование

1. Разработка и реализация программы консультационных мероприятий с родителями детей дивиантного поведения.

2. Индивидуальные беседы с родителями одаренных детей.

Собрания и лектории

«Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетнего ребенка» - 1 класс

«Если ваш ребенок часто болеет» - 1-4 класс

«Утомляемость и как с ней бороться» - 1-11 класс

«Нравственные уроки школы» - 5 – 11 класс

«Физкультура и спорт в жизни школьника» - 1- 11 класс

«Вредные привычки ребенка и как им противостоять» - 5 – 11 класс

«Как помочь ребенку в развитии творческих способностей» - 1 – 11 класс

«Информационная культура школьника» - 5 – 11 класс

«Коммуникационная культура семьи» - 9 – 11 класс

Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно оздоровительных мероприятий

Основные задачи:

1) Укрепление материально-технической базы ОУ с целью профилактики и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста.

2) Создание оптимального режима функционирования ОУ.

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1

Пополнять ОУ необходимым медицинским и спортивным оборудованием, ростовой ученической мебелью.

Администрация

До 2015г.

2

Осуществлять ремонт классных комнат, медицинских помещений, спортивного зала, создать оздоровительную площадку.

Администрация

Постоянно в конце учебного года

3

Осуществлять контроль за расписанием уроков в целях упорядочения учебной нагрузки в школе. Школьное расписание уроков строить с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся.

Администрация

Постоянно

4

Подготовить памятки о режиме дня учащихся и рекомендации для родителей по организации учебной деятельности на дому.

Педагоги, медицинские работники

4 квартал 2011г.

5

С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся проводить на уроках физкультминутки и гимнастику для глаз при обучении чтению, письму, математике и на уроках информатики

Учителя начальных классов, информатики

Постоянно

6

Проводить ежедневную влажную уборку помещений

Техперсонал

Постоянно

7

Генеральную уборку помещений производить с применением моющих и дезинфицирующих средств

Зав кабинетами, техперсонал

1 раз в месяц

Формирование здоровьесберегающей культуры в системе

учебной деятельности

Основные задачи:

1) Разработать концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающей культуры в условиях ОУ.

2) Определить структуру, критерии, уровни, методики диагностирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.

3) Определить содержание педагогического процесса в ОУ, способствующего формированию здоровьесберегающей культуры и здоровьесберегающего образования школьника.

4) Определить эффективные формы повышения квалификации педагогических кадров по валеологии с учетом существующих требований и специфики этой науки.

5) Создать программно-методическое обеспечение педагогического процесса в ОУ, соответствующего современным требованиям дидактики, возрастной психофизиологической специфики данного контингента детей.

6) Разработать модель здоровьесберегающей образования младших школьников.

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1

Начать работу по освоению инновационных педагогических технологий по здоровьесберегающему образованию.

Педагогический коллектив

До 2012г.

2

Изучение современных методик психолого-педагогической диагностики и оценки уровня сформированности здоровьесберегающих культурных представлений.

Педагогический коллектив

2011г.

3

Организовать работу по совершенствованию предметно-развивающей среды ОУ.

Администрация

До 2013г.

4

Разработка педагогических технологий, методик, отбор учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей.

Педагоги

Постоянно

5

Подготовить и издать сборник методических материалов по вопросам формирования здоровьесберегающей культуры.

Педагогический коллектив, администрация

4 квартал 2012г.

6

Разработать программу нравственного и духовного развития личности ребенка школьного возраста.

Заместитель директора по ВР, классные руководители

3 квартал 2012г.

7

Разработать валеокарту на каждого ученика, которая является ежегодным диагностико-коррекционным протоколом фиксации проявления потребностей и возможностей.

Медицинские работники, классные руководители

Постоянно

8

Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ забо­леваний и их динамика

1 раз в год

Зам. директора по УВР, медицинская сестра

9

Составление социологических карт по классам, составление списков:

— учащихся группы риска;

— проблемных семей;

— многодетных семей;

— малообеспеченных семей;

— неполных семей;

— детей с заболеваниями

Сентябрь

Класс­ные руководители, зам. директора по УВР и ВР

10

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий

Постоянно

Директор, завхоз

11

Организация дежурства по школе

Сентябрь

Зам. директора по ВР

12

Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с ограни­ченными возможностями, которые обучаются на дому

Август, сентябрь

Зам. директора по УВР

13

Диспансеризация учащихся школы

В течение года

Медицинская сестра

14

Учет посещаемости учащимися школы

В течение года

Зам. директора по УВР, ВР, кл. руководители

15

Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации

Апрель

Медицинская сестра, зам. директора по УВР

16

Издание приказов:

— об охране жизни и здоровья школьников;

— о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда

Сентябрь

Директор школы

17

Составление графика работы технического персонала

Сентябрь

Завхоз

18

Соблюдение воздушного и светового режима в школе

Постоянно

Директор, завхоз

19

Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период

К началу зимы

Директор, завхоз

20

Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе

Постоянно

Директор, завхоз

21

Содержание в исправности всех средств пожаротушения

Постоянно

Завхоз

22

Обеспечение хранения спортивного инвентаря

Постоянно

Учителя физкультуры, завхоз

23

Организация ремонта учебных кабинетов

Летний период

Завхоз, заведующие кабинетами

24

Подготовка актов по приемке школы к новому учебному году

Июль-август

Директор

25

Приемка школы к новому учебному году

Август

Директор школы

26

Рейды:

— по проверке внешнего вида учащихся;

— по сохранности библиотечных учебников;

— по выполнению школьниками режима дня

По отдель­ному плану

Зам. директора по УВР, ВР, библио­текарь, совет школы

27

Регулярное проведение учебных пожарных тревог

По графику

Директор, преподаватель ОБЖ

28

Приобретение сантехнического оборудования, люминесцентных и электрических ламп

В течение года

Завхоз

29

Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования и ТСО для кабинетов

В течение года

Завхоз

30

Приобретение моющих и чистящих средств

Постоянно

Завхоз

31

Приобретение посуды для столовой

В течение года

Завхоз

32

Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов

Август-сентябрь

Завхоз

33

Оформление кабинета ОБЖ.

2011 - 2013

Зам. директора по УВР, учитель ОБЖ

34

Выделение часов в учебном плане школы на уроки здоровья, ОБЖ

2011 - 2012

Директор, зам. директора по УВР

35

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адапта­ции их к условиям школьной образовательной среды

2011 - 2013

Руководитель ШМО учителей начальных классов

36

Проверка состояния охраны труда в школе и документации по технике безопасности в учебных кабинетах

По плану

Администрация школы

37

Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации в 9-х и 1 1-х классах

Май-июнь

Зам. директора по УВР

38

Обеспечение исправности электрохозяйства

Постоянно

Завхоз

39

Обеспечение требований техники безопасности во время ремонта школы и трудовой практики учащихся

В летний период

Завхоз, на­чальник лагеря

40

Разработка плана мероприятий по охране труда и технике безопасно­сти в школе

Сентябрь

Администрация школы

41

Оформление листков здоровья в классных журналах

Сентябрь

Кл. руководители, медицинская сестра

42

Обеспечение учащихся 1-1 1-х классов горячим питанием

В течение года

Директор, зам. дирек­тора по ВР, повар

43

Контроль физического воспитания учеников

По

плану

Администрация школы, учи­теля физкультуры

44

Контроль преподавания ОБЖ

По плану

Администрация школы

45

Проведение динамических пауз в начальных классах.

Постоянно

Учителя начальных классов, учитель физкультуры

Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа.

• организация семинаров для учителей: «Здоровьесберегающая педагогика», «Валеология в школе и дома», «Проблемы нравственного воспитания школьников", «Особенности полового воспитания в школе», «Предупреждение переутомления школь­ников";

• организация родительского всеобуча: "Домашний режим школьника», «Закаливание», "Магия голубого экрана", «Безопасность при работе с компьютером»;

• конференции, лектории, викторины для учащихся на валеологические темы;

• проведение инструктажей по технике безопаснос­ти, охране труда, противопожарной безопасности и учебных тренировок.

• внедрение валеологических курсов;

• использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;

• разработка валеологической тематики классных часов;

• организация работы спортивных секций;

• организация работы кружков валеологической направленности;

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

1

Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, путем участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок

В течение года

Зам. директора по УВР

2

Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда

Сентябрь, март

Зам. директора по УВР

3

Организация работы экологического кружка

2012

Зам. директора по ВР

4

Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий

В течение года

Руководители ШМО

5

Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по пра­вилам дорожного движения

По плану

Классные руководители

6

Проведение семинаров по нравственному воспитанию • «Ценностные ориентиры выпускников» (на основе анкетирования учащихся 9-х и 1 1-х классов);

• «Чувство законности и совесть» (10-й класс);

• «Учитесь властвовать собой» (7-8-е классы);

• «Человек и его манеры» (4-5-е классы);

• «Личная гигиена» (1-1 1-е классы);

• «Жить, побеждая зло» (5-9-е классы)

По плану

Зам. директора по ВР, классные руководители

7

Организация работы по изучению правил дорожного движения

По плану

Классные руководители

8

Проведение месячников:

• пожарной безопасности;

• гражданской обороны;

• охраны труда

Ноябрь Апрель Май

Директор, заместители ди­ректора, начальника штаба ГО школы

9

Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорово­го образа жизни

2011-2013

Зам. директора по ВР, биб­лиотекарь

10

Обеспечение соблюдения правил техники безопасности и пожарной безопасности во время проведения новогодних мероприятий и на кани­кулах

Во время каникул

Зам. директора по ВР, завхоз

11

Родительский лекторий «Методы оздоровления детей в домашних ус­ловиях»

Раз в

четверть

Зам, директора по ВР, психолог

12

Подготовка и проведение научно-практической конференции «Школа — центр здоровья»

2011-2012

Администрация

13

Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей

Постоянно

Зам. директора по ВР

14

Проведение круглых столов для учителей по теме: «Валеологическая направленность учебных предметов»

По плану

Зам директора по УВР

15

Реализация программы профилактики употребления ПАВ

2011-2013

Зам. директора по ВР

16

Создание инновационных учебных программ с валеологической на­правленностью

2011-2015

Учителя-предметники, руко­водители ШМО

17

Двигательная активность ребенка и укрепление иммунной системы:

- зарядка до уроков,

- физминутки,

- экскурсии,

- прогулки,

- проветривание класса,

-подвижные перемены

2011-2014

Администрация, педагог-психолог, учителя

18

Создание сенсорно-разнообразной среды обучения:

- наглядность,

- уроки-экскурсии

2011-2013

Администрация, педагог-психолог, учителя

19

Развитие познавательных процессов на уроке:

- применение коррекционных упражнений для развития памяти, внимания, логического мышления, воображения,

- организация поисково-исследовательской деятельности.

2011-2013

Администрация, педагог-психолог, учителя

20

Развитие мелкой моторики ведущей кисти руки (для учащихся начальной школы):

- оригами,

- лепка,

- аппликация,

- вырезание, вышивание, вязание,

- рисование,

- работа с конструктором,

- мозаика,

- пальчиковые гимнастики,

-самомассаж кисти.

Уроки ИЗО, технологии, уроки письма

Учителя начальных классов

21

Построение урока с учетом динамики работоспособности:

- смена видов деятельности на уроке,

- снятие поздно-тонического напряжения,

- соблюдение основных санитарно-гигиенических норм,

- применение релаксационных упражнений,

- составление расписания согласно СанПиНу.

2011-2015

Администрация, педагог-психолог, учителя.

22

Дифференциация обучения:

- учет индивидуальных возможностей детей,

- использование разноуровневых заданий,

- многообразие раздаточного материала.

2011-2015

Администрация, педагог-психолог, учителя.

23

Создание эмоционального фона урока:

- использование невербальных средств общения,

- доброжелательный, спокойный голос,

- эстетическое оформление кабинета.

2011-2015

Администрация, педагог-психолог, учителя.

Механизмы реализации программы.

1. Создание научно-методического совета по оздоровительным и коррекционно-реабилитационным мероприятиям (медицинские работники, педагоги, воспитатели, психологи и др.).

2. Выделение и оборудование помещении для оздоровительных и профилактических мероприятии — кабинет ЛФК, комната психологической разгрузки, музыкотерапии и т.д.;

3. Укрепление материальной базы диагностическими программно-техническими средствами и др.

4. Увеличение количества уроков физической культуры до 3 часов в неделю за счет часов вариативной части учебного плана.

5. Оптимизация расписаний уроков и внеурочной деятельности школьников.

6. Изменения в структуре уроков, позволяющие включить в них различные виды физкультурных и оздоровительных пауз.

7. Организация совместной деятельности школы, городских спортивных
центров, городской детской поликлиники, городского физкультурного диспансера.

Предполагаемые результаты реализации программы.

1) Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни,

2) Повышение социально-психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе;

3) Увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;

4) Сокращение у педагогов и обучающихся:

- острых респираторных заболеваний в 1,5 раза;

- числа рецидивов хронических заболеваний на 15 %;

- количество психоэмоциональных расстройств на 15 %.

5) Повышение уровня обученности школьников и качества знаний;

6) Повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов.

1. Наличие в образовательной программе школы курсов, направленных на повышение уровня знаний по здоровьесбережению и имеющих прикладной характер.

2. Количественный и качественный показатели участия школьников в городских и областных спортивных соревнованиях.

3. Динамика изменений в состоянии психофизического и нравственного здоровья обучающихся.

4. Динамика изменений в состоянии психофизического здоровья педагогов.

5. Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся.

новости

13.05.21 

12.01.21 

27.10.20 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS